Прежде чем разбираться во всех тонкостях выбора инвертора для тех или иных электроприборов, давайте подробнее остановимся на самих устройствах, выясним, какими они бывают и чем отличаются.
Активная энергия. Активная нагрузка и полная мощность.
Электрические бытовые приборы, которые мы используем в повседневной жизни, потребляют разные типы энергии – активную и реактивную.
Активная энергия – главный работяга, это та энергия, которые электроприборы перерабатывают напрямую в нужные себе свет или тепло, питаясь ею. Это активная нагрузка.
К электроприборам, использующим активную нагрузку, относятся, например, лампочки накаливания, утюг, электроплита, обогреватель, электропечь. для этих приборов их активная нагрузка будет равна полной, т. е. 1 кВт будет равен 1 кВА.
И то, в чистом виде приборами активной нагрузки можно считать только лампочку накаливания (тонкую проволоку) и ТЭН (более толстую проволоку). Но мы относим и все другие перечисленные выше приборы к потребителям активной мощности, поскольку доля реактивной в них будет минимальна.
Работа инверторов с приборами активной нагрузки.
- Дли инверторов питание таких приборов – легкая задача. С ней справятся одинаково хорошо инверторы как с чистой, так и с модифицированной синусоидой. Их КПД будет максимальным, а работа – эффективной. Главное, чтобы мощность была подобрана достаточная.
Реактивная энергия. Реактивная нагрузка и полная мощность.
Реактивная энергия – это бесплотный помощник активной, она создаёт электромагнитные поля, без которых, к примеру, не будет крутиться электродвигатель. Большинство электроприборов, которые мы используем в быту потребляют именно реактивную мощность.
Для всех таких приборов полная мощность (ВА) не будет равна активной (Вт). Они будут различаться на коэффициент cosφ. Он равен одному из значений из диапазона от 0,5 до 0,9. Чем ниже cosφ, тем больше доля реактивной нагрузки и тем больше будет разница между активной и полной мощностью.
Как правило, при выборе стабилизаторв напряжения для бытовых нужд, коэффициент cosφ принимают равным 0,7, апри выборе инверторов - 0,6 (т.к. инвертор небольшую часть мощности таратит на себя).
К примеру, мощность инвертора 500 ВА будет примерно равна 300 Вт.
Работа инверторов с приборами реактивной нагрузки.
- КПД инверторов снизится, т.к. часть энергии потратится на реактивную нагрузку. Инверторы, вследствие этого необходимо подбирать с запасом по мощности (обычно от 10 до 15%).
- При общем понижении КПД инверторов, инверторы с искаженной (модифицированной) синусоидой будут менее эффективны. Поэтому, закладывая запас по мощности, прибавляйте еще 10%, если выбираете инвертор с модифицированным синусом.
Если у электроприбора есть двигатель:
- подойдут инверторы ТОЛЬКО с чистой синусоидой. Искаженная форма выходного тока негативно влияет на работу двигателей. Срок их службы сокращается, а в некоторых случаях они могут вообще не включиться или же сразу перегореть. К таким приборам относятся, к примеру: холодильник, циркуляционный насос, стиральная машина, пылесос, электроинструмент.
Работа инверторов с чувствительной аппаратурой.
- Есть техника реактивной нагрузки без двигателей в своём устройстве, но, тем не менее, чувствительная к качеству напряжения. Ей будут полезны опять же инверторы только с чистым синусом. Такие особенности обычно прописываются в технических паспортах. Типичные примеры чувствительной техники – медицинское оборудование, аудиосистемы, фотовспышки, серверное оборудование, некоторые отопительные котлы.
Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
- Одинаково эффективно инверторы работают только если питают потребителей с исключительно активной нагрузкой.
- Если нагрузка электроприборов реактивная – эффективность инверторов падает, причем в большей степени у инверторов с модифицированной синусоидой – мощность придется рассчитывать с запасом.
- Если в устройстве прибора если электродвигатель или вы имеете дело с чувствительной техникой – выбирайте инверторы с чистой синусоидой.
- Модифицированная синусоида годится, если приборы реактивной нагрузки не чувствительны и в их устройстве нет двигателей.